Судей выбирали тщательно. Ими могли стать только те, чей опыт атлетизма и знания анатомии, а также эстетический вкус были непререкаемы. Выбрали четверых: девяностолетнего силача Георга Гаккеншмидта, при жизни ставшего легендой атлетизма, издателя Джорджа Гринвуда, Джорджа Бенкоффа и Джорджа Уолша. К ним присоединились известный атлет Тромп ван Диггелен и знаменитый парижский фотограф Грегор Араке.
Это все происходило в Лондоне, в роскошном зале фешенебельного ресторана. Именно там, за обедом Джордж Уолш (ему предстояло стать председателем жюри) обсуждал с коллегами условия турнира и принципы судейства. Все единодушно согласились на том, что существующий американский принцип оценки не подходил. Возражение вызывало то, что по этой системе премии присуждались за лучшие руки, лучшую грудь и т.д. Это приводило к тому, что культуристы увлекались отдельными частями тела, не обращая внимания на общую гармоничную мускулатуру. Кто-то из судей пошутил, заметив, что не понимает, почему по американской системе не присуждаются отдельные призы за лучшую шею и лучшие пальцы ног. Особую антипатию вызывали гипертрофированные конечности, покрытые безобразными, варрикозными венами — непременные атрибуты победителей американских турниров. Свой вариант критериев оценки предложил доктор Джонсон, редактор журнала "Здоровье и сила". Единственным способом добиться объективности, считал он, было попарное сравнение.
Судьи все-таки пришли к окончательному решению. Предпочтение было отдано системе Джорджа Уолша — в ней во главу угла были поставлены физические данные атлета в комплексе. Оценивая развитие мышц, их пропорции и форму судьи должны были также принимать во внимание "физические достоинства, жизненную силу и органическое состояние атлетов.
С самого начала Уолш надеялся, что его система не вызовет никаких возражений у собравшихся. Он лично знал всех приглашенных; все без исключения были знающими атлетами. Более того, система Уолша фактически родилась в многочисленных беседах с Геккеншмидтом, ван Диггеленом и Араксом. Они не раз обсуждали принципы физического совершенства. Особо полагался Уолш на Бенкоффа, опытнейшего тяжелоатлета, хирурга по профессии — из того должен был получиться хороший судья. И все-таки полного согласия достичь не удалось. Каждый из судей не мог не иметь собственного мнения относительно того, как должен выглядеть "Мистер Юниверс". Например, Гаккеншмидт, ссылаясь на свой огромный опыт, предупредил, что будет судить по собственным меркам. Уолш успокоил его, заверив, что именно учитывая огромный вклад Гаккешмидта в атлетизм, его и пригласили.
Тромп ван Диггелен, напомнив своим коллегам, что ему пришлось преодолеть 14000 км, чтобы приехать в Лондон, также заявил, что имеет собственное представление о физическом совершенстве. Правда, тут же обещал, что поддержит коллективное решение судей — даже в том случае, если будет с ним не согласен.
Напутствуя судей перед турниром, Уолш сказал: "Вас пригласили, поскольку мир физической культуры признает ваш опыт и объективность". Турнир начался на следующее утро, ровно в 9.30. Первым на сцену вышел Андре Драпп, чемпион Франции. Француз вызвал оживление зрителей. Энергичный, красивый культурист, он обладал блестящими физическими данными и очень удачно позировал. Вторым вышел Джон Гримек. Он неоднократно срывал аплодисменты во время своего великолепного позирования. Один из очевидцев вспоминает, что в тот момент когда Гримек принял одну из самых выигрышных поз, некоторые из зрителей вскочили с мест и восторженно зааплодировали. Однако они еще не видели Стива Ривза. Когда появился этот фантастически сложенный американец и начал свое мастерски отточенное позирование, восторгу зрителей просто не было предела. Весь зал встал в бурном порыве восхищения.
Джордж Уолш в качестве председателя жюри протоколировал совещания судей после выступлений Драппа, Гримека и Ривза. Что и говорить, выбор им предстояло сделать нелегкий. Ниже — выдержки из протокола Джорджа Уолш. Первый судья: Я самым тщательнейшим образом подсчитал баллы. Разрыв настолько минимальный, что я предлагаю поделить первое место между Гриммеком и Ривзом. Возможно ли это?
Уолш: Нет. Представьте мне ваш протокол с отмеченными баллами.
Второй судья: Баллы подсчитаны. Победитель определен.
Третий судья: Я также определил победителя. Четвертый судья: Я не могу определить, кто именно заслуживает пальму первенства — Гримек или Ривз.
Уолш: К сожалению, я вынужден воздержаться. Решение должны принимать вы.
Пятый судья: Я определил победителя.
Перед окончательным решением судейской коллегии Драпп, Гримек и Ривз были вызваны вторично. Драпп и Ривз просто повторили свое позирование, а вот Гримек решил удивить зрителей силой своих легендарных мышц.
Опытный гимнаст, он, выйдя на сцену, начал показывать акробатические трюки: стойки на руках, шпагаты, сальто. Однако один трюк произвел особое впечатление; его до сих пор вспоминают ветераны английского бодибилдинга. Гримек одел штангистский пояс и затянул его потуже. Кто-то передал ему шляпу-котелок. Со свойственным ему артистизмом Гримек втянул в себя живот и ухитрился пропустить котелок под ремнем.
Это и стало тем зернышком, которое перевесило чашу весов. Тридцативосьмилетний Джон Гримек стал первым "Мистером Юниверс" (напомним читателям, что в сентябре 1947 года в Филадельфии проводили одноименный конкурс, однако официально первым победителем международного турнира под названием "Мистер Юнивере" считается все-таки Гримек, поскольку американцам не удалось собрать у себя атлетов из других стран мира).
Как вспоминают очевидцы, узнав, что победил Гримек, Стив Ривз тут же на сцене подошел к микрофону и от души поздравил его с победой, назвав соперника величайшим культуристом всех времен.
Пройдут годы, и в беседе с автором этих строк Ривз скажет: "Никто меня не предупредил, в чем именно мы будем состязаться. Я имею в виду, речь-то шла только о позировании, без акробатики. Когда я ехал мне казалось, что мои физические данные — лучшие, чем у кого бы то ни было — сделают меня "Мистером Юниверс". В тот год утешением ему послужил титул "Мистер Мир". Он получил его через три дня после Лондона в Каннах. В 1949 году "Мистер Юниверс" не проводился. Однако в этом году Ривз и Гримск все-таки встретились на турнире "Мистер США". Победил Гримек, забрав приз — 1000 долларов. Однако будущее было за Ривзом. В пятидесятом году он все-таки стал "Мистером Юниверс", хотя соперник у него был более чем серьезный — могучий англичанин Per Парк. Один из участников турнира, Оскар Хайденштам пишет: "Никто еще не выкладывался на сцене так, как это сделал Per в тот вечер. Отдал всего себя. Мускулатура у него развита просто фантастически. Ривз победил благодаря своему беспрецедентно пропорциональному сложению!
Гигант-англичанин (его нес зашкаливал за 110 кг) все-таки стал "Мистером Юниверс" на следующий год. По иронии судьбы победа его висела на волоске; он чуть не проиграл невысокому (150см с лишним) индийцу Моното-шу Рою, которого Хайденштам описывает так: "легкий, прекрасно сложенный, с отличной симметрией".
Впервые я познакомился с Ривзом в 1983 году. Ривз всегда был моим идеалом в культуризме. Ребенком я даже срисовывал его позы с журнальных фотографий.
Лет в двенадцать я торчал перед зеркалом, безуспешно пытаясь воспроизвести знаменитые позы Ривза — двойной бицепс спереди и трицепс сбоку. Но особый восторг вызывала у меня одна, всем хорошо известная фотография (читатели наверное ее помнят — с мечом).
И вот спустя много десятилетий мне выпало счастье очно общаться с своим кумиром.
Почему Стив Ривз — одна из самых знаменитых фигур бодибилдинга, человек имя которого обязательно будет записано в Золотом Зале Бодибилдинга (если таковой когда-нибудь будет основан) — уйдя на покой, снова возвращается к активной деятельности? Почему это происходит именно сейчас? Пусть Стив сам ответит на эти вопросы.
Рик Уэйн: Ваше возвращение — как раз то, что сейчас нужно боди-билдингу. Это как глоток свежего воздуха в затхлой атмосфере всеобщей "захимиченности". Считаю, что ваши знания, опыт могут остановить стероидное безумие. И все же хотелось бы знать — что стало последней каплей? Что конкретно заставило вас выступить против употребления незаконных препаратов?
Стив Ривз: Спасибо. Я действительно очень рад, что вернулся. Бодибилдинг я любил всегда, хочу подчеркнуть, настоящий бодибилдинг. Однако в последнее время было просто больно наблюдать за тем, что происходит. Наш спорт стал синонимом запрещенных препаратов.
Что касается вашего вопроса, я действительно устал. Устал смотреть как выходят на сцену эти ребята. "Захимиченные" под завязку — да еще называют себя спортсменами! До смерти устал слышать всю эту чушь — как они якобы набрали свою "массу". При этом некоторым еще хватает наглости давать советы — такое-то упражнение, такая-то добавка позволили мне набрать 20 кг мышечной массы! Что же ты, всех дураками считаешь? Понятно же, что "накачался" стероидами.
В общем, возмущает меня это все. Для чего вообще нужен бодибилдинг? Мы "строим" мощные мускулистые тела. Для нас главное— пропорции, симметрия, то есть гармоничное тело. Все должно быть сильным и красивым — руки, плечи, ноги, все, одним словом. Этого вполне можно добиться без всякой "химии"! Вообще я считаю так: принимаешь стероиды — качественных мышц тебе не видать. Хотите спросить почему? Да потому, что "химия" удерживает в мышце воду (а чего тогда, думаете, они вовсю пьют диуретики накануне выступления?). Знаете, о чем я мечтаю? Чтобы мы вернулись лет на 20 назад и забыли о сегодняшних временах как о кошмарном сне.
Недавно прочитал в журнале про одного профессионала. Он выступал на прошлогодней "Олимпии" — но даже в десятку не вошел. Так вот за год он, оказывается, ухнул на анаболики ни много, ни мало — 60000 долларов! Представляете? Выкинуть такие деньги коту под хвост! А чего, спрашивается, он достиг? Призером не стал, раз. Хваленые мышцы — двух недель после чемпионата не прошло — сдулись, два! Это что — пример для подражания? Или я чего-то не понимаю, или все действительно сошли с ума!
В общем, вот ответ на ваш вопрос: я хочу, чтобы бодибилдинг снова стал "натуральным". Сейчас из него вытеснили здоровье — а ведь когда-то это была наша основная цель. Посмотрите на позирование — самый настоящий паноптикум! Все эти наши чемпионы в кавычках — все как один инвалиды, у каждого — целый букет болезней. Двое уже умерло. Скольких еще придется похоронить, пока они образумятся?
Повторяю, я за то, чтобы бодибилдинг стал полностью "натуральным" и точка! Сейчас мне семьдесят. Как вы знаете, у меня свое ранчо, я работаю от зари до зари — шесть дней в неделю. Кроме того, тренирую учеников три дня в неделю. Неужели вы думаете, что кто-нибудь из этих горе-чемпионов доживет хотя бы до 60 лет? Вот такой будет мой ответ!
|
Реклама&Меню | © 1999-2024 ATHLETE.RU |